По информации ВВС, новейший отечественный истребитель Т-50 начал государственные испытания

По информации ВВС, новейший отечественный истребитель Т-50 начал государственные испытания

23.05.2014
Новости / Авиация

Об этом сообщил командующий российскими Военно-воздушными силами генерал-лейтенант Виктор Бондарев. По словам главкома, пока испытания ведутся на одном самолете. В ближайшее время Государственный летно-испытательный центр (ГЛИЦ) им. Чкалова, который находится в Астраханской области, получит второй истребитель, который подключится к полетам по испытательной программе.
Испытания военной авиатехники проводятся в два этапа. На первом из них – летно-конструкторских испытаниях (ЛКИ), которые проводит разработчик, подтверждаются летно-технические характеристики нового самолета, отрабатывается самолетное оборудование и бортовая радиоэлектроника. Второй этап – государственные совместные испытания (ГСИ), должен подтвердить выполнение заданных тактико-технических, а попросту говоря, боевых характеристик машины.
В ходе ГСИ проверяется работа системы управления вооружением и ее совместимость с различными видами подвесок, подтверждается точность навигационного оборудования, проверяется связь (в том числе на скрытых и засекреченных режимах работы). Важной частью ГСИ является проверка безопасности отделения подвесок. На различных режимах полета (скорость, высота, угол атаки, крен, тангаж, перегрузка) выполняются сбросы бомб и пуски неуправляемых и управляемых ракет, входящих в номенклатуру авиационных средств поражения тестируемого самолета. Для Т-50 это особенно важно, поскольку он имеет отсеки для внутреннего размещения вооружения.
На практике испытания крайне редко (а точнее, никогда) проходят без замечаний Заказчика. Эти замечания вносятся в перечень, являющийся приложением к акту по результатам ГСИ, и указанные в них недостатки подлежат устранению. Самым важным итогом испытаний является рекомендация по постановке на вооружение. Устранение недостатков, выявленных в процессе ГСИ, проводится параллельно с освоением новой боевой техники в строевых частях ВВС. По заявлению Виктора Бондарева, для Т-50 начало поставок в войска планируется на 2016 год, и график работ по самолету выполняется без задержек.
Боевая эффективность самолетов пятого поколения, к которым, наряду с американскими F-22 и F-35 относится и Т-50, до настоящего времени является величиной сугубо теоретической. Послать F-22 в Ливию для участия в операции по свержению полковника Каддафи руководство США так и не решилось. Пентагону вполне хватило недоуменных вопросов после того, как в Югославии «древним» комплексом ПВО советской разработки был сбит построенный с использованием технологий stealth ударный самолет F-117. Тогда военные отговорились тем, что, дескать, эта машина уже устарела. Но вот с F-22, случись с ним что-нибудь в ливийском небе, эта отговорка бы не прошла.
Теоретические исследования тоже дают неоднозначный результат. Так, широкую известность получил отчет корпорации RAND, которая по заказу правительства США (это ее единственный клиент) моделировала американо-китайский конфликт в рамках «войны за Тайвань». Активными участниками боестолкновений по сценарию были и F-22. «Для простоты» специалисты RAND считали, что американские истребители сбивают китайцев одной ракетой с вероятностью 100%, а сами для противника были абсолютно неуязвимы. Понятно, что в реальном бою «этого не может быть, потому что не может быть никогда». Тем не менее, несмотря на гипотетическое техническое превосходство, ВВС США в ходе операции теряли все свои воздушные заправщики и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, и в результате проигрывали «войну в целом». Сказалось численное превосходство китайских ВВС, поскольку количество F-22 ограничено их запредельной стоимостью.
В связи с такой неоднозначной оценкой эффективности истребителей пятого поколения частенько задается вопрос: «А нужен ли России Т-50?». На мой взгляд, нужен. Во-первых, без этого невозможно поддержание потенциала КБ Сухого – едва ли не единственного оставшегося в стране «дееспособного» проектанта боевой авиатехники. Конструкторы не могут постоянно работать «в корзину», только результаты практической реализации проекта позволяют им оценивать свою квалификацию и поддерживать ее уровень.
Во-вторых, не будем забывать об экспорте. Даже если боевые возможности F-22 и F-35 окажутся не столь велики, как они рекламируются, ни разработчики этих машин, ни Пентагон никогда не признаются в том, что фактически выбросили на ветер огромные суммы денег. Вряд ли в этом признаются и политики других стран, санкционировавшие закупку американских «невидимок». Соответственно, спрос на истребители пятого поколения будет сохраняться, и России важно иметь возможность играть в этом сегменте мирового рынка вооружений. А продавать за рубеж военную технику можно только при условии ее наличия на вооружении страны-продавца. Так что пожелаем Т-50 чистого (если по условиям полета не требуется облачность) неба над Ахтубой и успешного прохождения госиспытаний.